Создание японского меча на русской земле.

с 15-го по 18-е октября, в парке Красная пресня состоялось уникальное и первое в своём роде событие. Четыре мастера кузнеца приехали из страны Восходящего Солнца, что бы на русской земле создать меч, как символ единства наших стран и народов. Выкладываем небольшой фотоотчёт.
__

Первый день, 15 октября. Сначала состоялась небольшая церемония открытия, где был проведён синтоистский обряд. С небес спустилась богиня огня и благословила кузнецов на создание меча.
Монах передал мастерам сталь тамахаганэ и железный прут, от которого по ритуалу добывается огонь для горна. На улице стояла относительно теплая и безветренная погода, которую кузнецы наверно, ухитрились привезти с собой из Японии со всем остальным оборудованием.
.
Забегая вперёд скажу, что без помощи богов не обошлось, потому что в результате четырёх дней напряженной и кропотливой работы, несмотря на холод и пронизывающий ветер, на свет появился прекрасный клинок!
__

Кузнецы, принимавшие участие:
Ёсихиро Кудо (工藤芳洋 )
Псевдоним кузнеца Масасигэ Кудо (工藤将成)
__
Фуминори Танака (田中文徳)
Псевдоним кузнеца Саданори Танака (田中貞徳)
__
Юя Такахаси (高橋祐哉)
Псевдоним кузнеца Цунэёси Такахаси (高橋恒厳)
__
Ясутака Ёсида (吉田康隆)
Псевдоним кузнеца Ясутака Ёсида (吉田康隆)
__
Более подробно о биографии можно посмотреть здесь
__
Итак, передача стали и прута для добычи огня состоялась. Кузнецы приступают к работе.
Сначала молотобоец (по традиции молотобойцев трое, они называются первый брат, второй и третий) ударами разоргевает металл.
__

__
От механической деформации сталь нагревается, высвобождаемой энергии хватает, чтобы поджечь щепу, от неё — бумагу, затем горн.
__

__

__
Так выглядит рабочее место, точне также, как и тысячу лет назад…
__

__

__
Тамахаганэ. Производство Япония. Наковалья наша, родная ))
Кстати, видна только треть наковальни. Остальное под землёй…
__

__
Вид вблизи. Благодаря крупной видимой структуре и яркому блеску стали (железа и углерода)
тамахаганэ называют шаровой или алмазной сталью.
__

__
Сначала кузнец отковывает кусок в пластину, примерно 6 мм толщиной
__

__

__
Затем остужает на воду и дробит на кусочки, по характеру стали на линии слома он определяет, на какую часть меча пойдёт тот или иной кусок. На серцевину синганэ, лезвие хаганэ или обкладки каваганэ или дзиганэ. После этого готовит каждую сталь, собирая из отобранных кусочков «пакет» который потом проваривает. На эту операцию уходит несколько дней, поэтому в этот раз мастера показали начало работы, а потом воспользовались уже подготовленными заготовками для каждого вида стали.
__

__
Тем временем пошёл дождь…
__

__
Настала очередь каваганэ (строение клинка будет кобусэ — дословно «пригоршня» или полкулака…) Общими словами пакет состоит из двух сталей, более мягкой синганэ и более плотной и углеродистой каваганэ.
__
По тепло одетому Володе Овчинникову на заднем плане мы видим, что сейчас далеко не май месяц…
__

__
Задача этой стали — создание «кожи» для клинка. По виду и стилю «хада» (кожи) судят о мастере, его уровне, школе и навыках. Как правило, на эту сталь отбирались лучшие куски тамахаганэ.  Цель мастера на этом этапе: более или менее выровнять состав стали (изначально неоднородный в тамахаганэ), сделать распределение углерода внутри стали более равномерным. Как замешивание теста перед выпечкой хлеба.
Также избавить пакет от лишних примесей, возможно оставшихся после плавки.
На этом этапе есть возможность как науглеродить пакет, так и разуглеродить (по усмотрению кузнеца).
__

__

__
Сам процесс ковки с перегибанием называется цумивакаси. Операция перегибания — орикаэси.  Их тоже бывает несколько видов. (поперечный, продольный, одинарный, двойной, диагональный и тд…)
__

__

__

__

__
И это в то время, как все зрители тряслись и покрывались мурашками!
Мы были поражены стойкостью и самообладанием!
__

__

__
Всего в этот день было сделано четыре орикаэси. (что бы было, с чем сравнить, как правило, нужно около 10-ти, но это опять, на усмотрение мастера, его замысел и качества стали)
__

__
Пакет приобретает форму каваганэ
__

__

__
Далее отрубаем держачок и «запаковываем» пакет по периметру.
__

__
Формирование кобусэ («пригорошни»)
__

__

__
Подгоняем под синганэ.
__

__
Подогнав, провариваем в единый пакет. Задача что бы пакет полностью проварился, кроме того, что бы распределение этих двух сталей внутри было равномерным, без перекоса. Иначе потом это проявится только на шлифовке клинка. Тогда вся работа коту под хвост на переплавку.
__

__
Свариваем и формируем в блок из которого завтра будет рождаться сунобэ — тело клинка.
__

__
Завершали ковку и наводили порядок уже под наступлением ночи…
__

__
На следующий день было ощутимо холоднее…
Предстояло сформировать сунобэ — тело клинка.
__

__

__

__

__

__

__

__

__

__

__
Общий вид «площадки»
__

__
Кузнец формирует область будущего киссаки
__

__
А также форму накаго, мунэ мати и хамати.
__

__

__
Очередь киссаки
__

__
Сунобэ (тело клинка) готово
__

__
Пошел снег…
__

__
Далее этап хизукури: формирование киссаки, хасаки (режущей кромки) синоги дзи и накаго.
Сначала намечаем киссаки
__

__
Затем очередь накаго и хамати
__

__

__

__

__

__

__

__

__
Уже чётко различимы линии синоги и косиноги, намечена ёкотэ
__

__

__
Комментарии излишни…
__

__
Обозначили мунэ-мати
__

__
И мунэ
__

__

__
Придание формы накаго с учётом будущего сори (прогиба)
__

__

__

__

__
Далее работа переместилась в «помещение» — палатку с тепловыми пушками. Без куртки внутри было всё-равно холодно, если только вы не стоите в радиусе двух метров от обогревателя…
__

__
Несмотря на это Кудо сан отказался от какой-либо подушки, сидя на фактически голом полу (земля с террасной доской)!
Если честно, чувствуешь себя немного неловко, стоя рядом в трёх куртках с ледяными ногами…
__

__
Все грани на своём месте!
__

__

__

__
Утро встретило нас минусовой температурой и пронизывающим ветром (в Токио в эти дни +20))
__

__
Сегодняшний день решающий. После трёх дней кропотливой работы предстояла закалка меча, его рождение. Подготовка к нанесению глины якибатсути
__

__
Нам, простым зрителям, одетым, как покорители Северного полюса,  было хорошо видно, как у мастера одетого в традиционную рабочую одежду, дрожали руки от холода.
__

__
Но ни звука, ни жеста типа нашего «бррррр…! Вот это холодрищща!» не последовало…
__

__
Потом Кудо сан подсушил нанесенную глину над горном…
__

__
В это время я подготавливал уголь для закалки (оказалось, что то был несколько крупноват…)
__

__
Итак… уголь готов, глина подсохла, вода прогрета, зрители собрались… начинаем
__

__

__

__

__

__

__
Свершилось!
__

__

__
После закалки  — отпуск (красивое слово, однако!)
__

__
Вот оно — рождение клинка!
__

__
После — первичная «обдирка» на первых камнях
__

__
И церемония закрытия мероприятия. С благодарностью богине, что покровительствовала кузнецам все эти дни.
__

__

__
Передача меча как символа единства и единения философии наших народов от Японской к Русской стороне.
__

__
Вот они, наши герои!
__

__
Официальная часть завершена, но работа-работой: клинок надо закончить.
Еще предстоит нанести ясуримэ, это специальные риски на накаго и поставить мэй — подпись.
После этого клинок будет готов, японские мастера отправятся в тёплую Японию, а меч — шлифовщику
__

__

__
Незаметно темнеет. Завтра уже в парке начнётся другая жизнь, поэтому ситуация похожа на фильм-катастрофу про конец света: мастер работает до последнего, а вокруг него постепенно меняется пейзаж: убирают мебель, разбирают освещение и электрику, вывозят оборудование…
А работы еще на несколько часов…
__

__
И вот, в полной темноте, под светом одинокого светильника, который мы поочереди держим на руках, Кудо сан подписывает клинок. Людей уже совсем немного, потому как уже давно стемнело (начало десятого). Солярки в тепловых пушках осталось на один час, после этого нас окутает космический холод… ))
__

__
Топливо кончилось…еще вторая сторона…
__

__
Мастер не произносит ни слова, но по его скованым движениям и красным дрожащим пальцам видно,
что выводить идеальные иероглифы стоит ему огромных усилий, но он не подаёт вида. (Температура около — 5С)
__

__
Готово!
__

_
После всего произошедшего и увиденного за эти дни хочется только выразить огромную благодарность и уважение этим мастерам. Они показали пример огромной выдержки, самурайского терпения и трудолюбия, пример верности своему делу. Благодаря этой сложившейся «экстремальной» ситуации каждый из нас узнал и понял, чего он стоит на самом деле. Нам есть чему у них поучиться!