Создание меча и косираэ

 

При копировании данных материалов ссылка на сайт обязательна

Создание меча состоит из нескольких основных этапов:

Создание косираэ (оправы меча) включает в себя:

К сожалению, иллюстраций пока мало, раздел в стадии наполнения, но уже можно немало интересного подчерпнуть из текста.

Создание меча.

С течением времени процесс создания меча не претерпел особых изменений. Технология на протяжении веков оставалась прежней, изменялся только облик самого меча, особенности закалки (всё это зависело от целей и особенностей применения), некоторые моменты в процессе шлифовки и различия в строении косираэ.  Эта статья написана для краткого ознакомления с процессом создания меча и косираэ, что бы сложить общую цельную картину, которую представляет собой Японский Меч.

Изготовление стали

Старинное тамахаганэ

Современное тамахаганэ из Ниттохо Татара в музее меча.

Процесс создания клинка (для всех разновидностей японского холодного оружия этот процесс одинаков) начинается с выплавки стали Тамахаганэ 玉鋼.  Сырьём для выплавки служит сатэцу — дословно железный песок, иными словами — магнетит, который японцы используют и по сей день. Добывают его чаще в реках и ручьях. Раньше с помощью промывания и просеивания воды  — пускали поток по деревянным желобам. Железо, как более тяжелое — осаживалось на дно, а более лёгкие частицы песка неслись дальше… Для большой татара в Симанэ каждый год нужно было добыть несколько тонн песка. Нередко для этого специально обрушивали скалы, гибли люди. В провинции Симанэ, богатой сатэцу, стояла центральная печь Татара (иерогл), в которой получали самый большой объём стали. Плавка совершалась раз в году, зимой, когда крестьяне были не заняты на полях. Требовалось собрать несколько тонн песка, заготовить несколько тонн отборного древесного угля и построить печь.

Тамахаганэ из небольшой печи.

В удаленных провинциях каждый кузнец плавил сталь самостоятельно, добывая песок из близлежащих рек и выстраивая небольшую печь, воспроизводя те же процессы, что и в её Старшей сестре. В обоих случаях (независимо от объёма печи) получалась сталь примерно одинакового качества (что во многом зависело от мастерства кузнеца).  Лучшие куски шли на

лезвийную сталь для меча, сталь с меньшим содержанием углерода шла на обкладки (каваганэ) и т.д. то, что не годилось для меча, шло на изготовление кухонных ножей и инстументов. Остатки очищались от примесей шлака и отправлялись в следующую плавку. Ничего не пропадало.

Благодаря тому, что в каждом регионе строились свои Татара, мечи различных школ и мастеров имели различные свойства и различный дзихада (характер стали на поверхности клинка). Это объясняется несколькими причинами: во-первых, в различных областях страны были те или иные месторождения сатэцу, с составом и примесями, присущими только этой местности, во-вторых, каждый мастер восстанавливал сталь в определённых (только ему известных) условиях, используя те или иные различия в строительстве печи, в силе дутья, в составе шихты (сырья) и добавлении различных примесей в качестве флюса (для отделения ненужных примесей от стали в процессе выплавки). Дальшейшие различия школ шли в особенностях ковки и закалки.

Благодаря этому клинки старых мастеров не похожи один на другой, а обладают собственным неповторимым обликом и свойствами.

========================================================

Процесс ковки

Традиционная кузница

Современная кузница

Для начала кузнец отбирал необходимое количество тамахаганэ для будущего клинка (например, на меч, весом около 1 кг, необходимо около 7-ми кг. тамахаганэ).  и решал, какой именно конструкции будет меч.

Существует несколько основных типов строения клинка, некоторые их них присущи только определённым школам, некоторые традиционны для всех.

Несколько типов «пакета»:

  • мару гитаэ mary kitae
  • вариха тэцу гитаэ wariha tetsu kitae
  • kobuse kitae
  • hon san mai kitae
  • shihozume kitae
  • orikaesi san mai kitae

Процесс ковки с перегибанием (орикаэси) заключается в том, что бы перемешать металл, как тесто, при этом вытеснив остатки шлака и неметаллических включений.

Сталь для лезвия, обкладок и сердцевины (если задумано) готовится отдельно. В процессе ковки мастер задаёт стали необходимые свойства.

Срез меча с четко различимыми видами стали

Хаганэ – лезвийная сталь. Самая лучшая и высококачественная, выходит на режущую кромку. Задача её – высокая прочность и износостойкость.

Каваганэ – это сталь, идущая на обкладки меча, а нередко (в зависимости от строения клинка) и на лезвие. Задача этой стали – создание внешней «кожи» клинка. По виду и стилю хада (кожа) судят о мастере, о его уровне, школе и навыках. Сталь должна быть плотнее, чем синганэ, но не такая высокоуглеродистая, как лезвийная.

Синганэ — (сердцевина меча) подразумевает собой сковывание нескольких слоев мягкой стали и последующее их перегибание саму на себя с проковкой. Благодаря этому процессу сталь (изначально неоднородная по своему составу) перемешивается и убираются неметаллические включения, оставшиеся после выплавки стали. Эта сталь, по своим свойствам, должна быть мягкая и эластичная, чтобы меч, при столкновении с твёрдым предметом, не ломался, а амортизировал удар.

После того, как все части готовы, мастер сковывает их в блок (в пакет) и далее начинается поцесс отковывания сунобэ – тела клинка. Это процесс называется Хизукури. Из получившегося пакета (блока, в котором собраны уже несколько видов стали), кузнец отковывает тело будущего клинка, придаёт форму хвостовику (накаго), острию (киссаки), отковывает режущую кромку, придаёт клинку основную геометрию. После этого этапа меч обрабатывается сэном (своеобразным напильником) и готов к нанесению глины для закалки.

DSC_0043Есть два способа закалки меча – с нанесением глины и без нанесения.

Благодаря закалке клинок приобретает изгиб – сори. А режущая кромка – свой неповторимый облик – хамон.

После якиирэ упоминается другой процесс «нака-мигаки».  На этой стадии, глина, которая осталась на лезвии после закалки, убирается, окончательно готовится геометрия, выделяются линии синоги и грани мунэ. Выводится окончательная толщина режущей кромки. В наше время этот процесс аналогичен «кадзи тоги» на котором опять используется Арато.

На этом этапе режется дол (хи)

После успешной закалки кузнец ставит на хвостовике свою подпись. А также иногда дату создания, или кому создавался данный клинок или по какому случаю, и т. д.

Далее пробивается отверстие на хвостовикее мекуги-ана для крепления рукояти.

=============================================

Шлифовка.

В Японии, традиция шлифовки клинков существовала уже в середина 8го века в Эпоху Нара. Упоминания о ней можно найти в части 13 Мануёсу (сборник классической японской поэзии).

Цель процесса: создание геометрически правильной формы клинка, и как следствие грамотной шлифовки, хороший рез, износостойкость и сопротивление ржавлению (оксидации).

Традиционно первые этапы шлифовки клинка делаются на водных камнях. Существует четкое разделения видов камней в зависимости от зернистости, твёрдости, плотности и других параметров.  Нередко у шлифовщика «в закромах» можно обнаружить до 10-ти разновидностей одного и того же камня.  Для чего столько камней? Каждый меч  для шлифовщика – неповторимый. Даже у одного и того же кузнеца не встретить двух одинаковых клинков. Различная по свойствам сталь, метод ковки, плотность, твёрдость – в итоге к определённой стали подбираются определённые камни для наилучшего результата.

Опираясь на некоторые дошедшие до нас документы, можно с уверенностью сказать, что уже в 14 веке большое внимание уделялось текстуре хада и виду хамон, эти параметры тчательно изучались. Для этого требовалась очень качественная и аккуратная шлифовка, которая делала видимыми все нюансы меча.  Как результат мы видим, что Японские мечи шлифовались уже в древние времена, а в средние века мастерсто шлифовки было уже на достаточно высоком уровне.

Так или иначе, на первом месте стояли режущие свойства клинка. Если взять, к примеру нынешний процесс шлифовки, то мастера останавливались, пройдя примерно две трети процесса. Затем стали применять сасикоми нугуи – различные смеси на основе оксида железа и масла.  Благодаря нанесению нугуи клинок меньше подвергался ржавлению. В тоже время появился процесс выглаживания иглами области синоги дзи и мунэ. Этот этап называется полировка. Это был (и остаётся) довольно трудоёмкий процесс, поэтому раньше клинки полировали только для храмов и для даймё. Он придавал опять-таки богатый нарядный вид, обеспечивал лУчшее скольжение в сая и уменьшал риск ржавления, потому как микропоры в структуре стали задавлены полированной поверхностью иглы. Сами инстументы мигаки бо и мигаки бэра изготавливались из высокоуглеродистой стали, закаливались до большой твёрдости и полировались. Так как область синоги и мунэ меча гораздо мягче, в результате процесса полировки эти области приобретали зеркальную поверхность.

После падения сёгуната Тогукава в 1868 году, пришло упразднение класса самураев, а следовательно и Японского меча. А в 1876 году был издан закон, который запрещал владеть оружием или доспехами. Это послужило причиной огромному уменьшению спроса на мечи. При таких обстоятельствах мечи потеряли свое значение, как оружие, но не утратили ценость как объекты искусства.  Всвязи с утратой главной своей роли, бОльшее внимание стало уделяться второй стороне, т.е. эстетике, внешнему виду.  Поэтому большое распространение получила техника канахада нугуи.  – состав на основе магнетита или закиси железа с маслом. Клинок от действия этого состава получается более темным, а следующая операция хадори – высветление закалочной линии, делает меч довольно контрасным и «ярким».

Считается, что техника сасикоми нугуи, которая в наше время практически не применяется, повсеместно использовалась до этого времени, выявляя естественную структуру меча.

В наше время эти оба стиля существуют параллельно. В разных случаях, будь то реставрация старинных или шлифовка новых, мастера отдают предпочтение тому или иному стилю.  Сейчас, чтобы отшлифовать только что откованный клинок нужно пройти основные базовые операции.

Шлифовка делится на два этапа, базовая (включает в себя работу на 8-ми и более камнях), и завершающая (7 и более этапов).  Опять таки – это только основные сведения,  каждый клинок требует к себе отдельного отношения, и, как следствие, количество работы может меняться, как правило, в бОльшую сторону.

По окончании работы поверхность меча должна быть ровная, без «ряби» на воде, если изучать клинок  под лампочкой накаливания, глядя на блик. Грани должны быть ровные и четкие, одинаковые с двух сторон и не «плавающие». Также не должно быть никаких царапин, рисок или «паутины» на поверхности. На полированной поверхности также не должно быть видно следов и полос от игл мигаки.

Создание косираэ.

Термин «косираэ« (koshirae) (拵) происходит от глагола «косираэру» (koshiraeru) (拵える) что означает «делать, изготавливать, создавать, производить».

Следовательно «косираэ» дословно можно перевести как «создание,

экипировка, принадлежность».  Кстати, довольно интересный факт в том, что слово «косираэ(ру)» состоит из двух иероглифов «рука» (手) и «существовать» (存), следовательно, в паре они означают «претворять что-то в жизнь с помощью рук», так что с уверенностью можно выразить их одним словом «создавать, изготавливать».

Еще одно определение оправы меча «тсукури» (tsukuri), звучит как «зукури». Дословно переводится как  «работа, исполнение, облик», но также можно перевести как «вид, модель, канон».

Раньше существовало еще одно довольно нейтральное определение «Гайсё» (gaiso), которое укрепилось в последнее время. Термин «Гайсё» литературно означает «внешняя оправа«, или в  широком смысле слова «одеяние, внешний вид». В отношение меча это термин подчеркивает различие между «оправой» и «тосин» ( toshin 刀身- «тело меча»)

(отрывок из книги «Косираэ. Оправа Японского Меча». автор Маркус Сеско)

Ниже немного подробнее остановимся на основных элементах косираэ, из которых состоит практически каждый Японский меч, независимо от размера и назначения.

Хабаки – это небольшая муфта (деммфер), благодаря которой клинок надёжно держится в ножнах и не выпадает.

Правильно  изготовленные хабаки не только сохраняют клинок от незапланированного выпадения или выскальзывания.  Также плотное примыкание защищает от проникновения влаги, пыли  и т. д. в пространство между мечом и саи. Последствия плохой подгонки могут быть плачевны, итог – влага оставит коррозию, а частички пыли — царапины и задиры, и в этом случае меч неизбежно попадает в руки полировщика. В худжем –меч начинает выскальзывать при наклоне в перед, вы естественно пытаетесь его удержать, пальцы соскальзывают по лезвию клинка….в общем каждый может дорисовать картину по своему сценарию.  Но и слишком плотная подгонка, чересчур крепко запирающая меч, тоже неправильна. Клинок должен выходить из сая на две трети ширины хабаки, а дальше должен идти свободно, и в необходимый миг  мгновенно покинуть саи по воле владельца.

Традиционно хабаки  изготавливались из меди и таких  медносодержащих сплавов, как сякудо или  сабуити.  Медные сплавы довольно мягкие и податливые в обработке и не травмируют клинок при сборке и разборке, также не изнашивают устье ножен.  Также встречаются серебряные и железные хабаки. Внешнюю сторону медных хабаки иногда патинируют, а иногда оборачивают фольгой из драг-металлов, часто с очень замысловатой текстурой, во всяком случае все-равно с минимальным рельефом для того ,чтобы решать выше поставленные задачи.

Раньше хабаки изготавливались из железа и держались на накаго (хвостовике) с помошью металлического штырька, продетого сквозь хабаки и отверстие на лезвии. Позднее когда их стали делать из меди и т.д. уровень подгонки позволил обходиться без этого приёма.

В Японии хабаки изготавливают специальные мастера, передающие свой опыт из поколения в поколение и постоянно совершенствуя своё мастерство. Таким образом в наше время есть существует довольно много разновидностей. Есть цельные, двойные (варихабаки) с прорезными изображениями, с резьбой и орнаментами, с фольгой, всечкой и всеми остальными приёмами металлобоработки. Главным критерием качества,  по-прежнему, остаётся надёжное удержание клинка.

Сэппа – металлические проставки, которые устанавливаются с обеих сторон от цуба. Чаще всего изготавливаются из меди, латуни, реже серебросодержащих сплавов. В некоторых случаях, как и хабаки, оборачиваются золотой или серебряной фольгой.

На различные виды тати (в т.ч. гунто) требуются от 2-х до 4-х пар сэппа (иногда и более)

Цуба – гарда.

Коигути канагу (тосогу) – металлические элементы в составе косираэ. Тосогу, как правило, это фути, касира, менуки, саядзири, когаи (варикогаи), кодзука, и т.д.

Цука – рукоять.  Независимо от размера и вида клинка, цука всегда изготавливается из магнолии, как и сая.
PB300288 PB300281Дерево достаточно удобное в работе, так как его структура не такая волокнистая и режется практически во всех направлениях (при условии, что инструмент подготовлен к работе)). Также это дерево обладает антисептическими свойствами, т.е. жидкость (вода, кровь и т.д.), попав внутрь, не «бродит», а высыхает и высыпается из ножен, не причиняя клинку практически никаких повреждений.
Существует много разных видов магнолий, с разной плотностью, цветом, волокнистостью и др. характеристиками. Некоторые (высший сорт) идут на сираясая, некотрые на сая (как в этом случае), а из некоторых можно делать только поделки для туристов или немудрёную мебель…

Длина цука подбирается, в первую очередь по желанию владельца, второй критерий – это гармоничное соотношение с самим клинком.  Опять таки, есть некие правила, всвязи с которыми на катана не подойдёт рукоять, скажем, от вакизаси (по способу применения, балансировке и т.д.) По этим же параметрам определяется форма основы рукояти (основных всего три) с изгибом, или “песочные часы” и т.д.

“Врезка” накаго происходит сделующим образом. Брусок – заготовка под цука распускаестя вдоль, и во внутреннюю часть обеих сторон врезается накаго – с таким учетом, что при склейке двух половинок не будет люфта и зазоров. Клинок должен сидеть плотно, не болтаться и не вываливаться.  На месте накаго ана-  отверстия на хвостовике в деревянной основе также просверливается отверстие для удержания хвостовика в рукояти. Иногда таких отверстий два, для надёжности.

В процессе изготовления деревянной основы (tsuka shitagi) мастер учитывает способ установки самэгава (шкуры ската).  Таких способов всего три (по сложности от простого к сложному) – полосками по бокам, оборачивание со стыком сбоку или оборачивание со стыком по центру.

Для чего нужна шкура ската? Во- первых – для лУчшего сцепления обмотки с деревянной основой. Если присмотреться, а лучше провести ладонью по поверхности шкуры, то она на ощупь жесткая и шершавая, как напильник, благодаря хитиновым наростам. Второе полезное для использование свойство в том, что в воде она намокает и разбухает. Это не даёт обмотке развязываться и ослабляться во влажных руках или при владении мечом в воде или крови.

Внимание, выделанная другими способами шкура ската: полированная и на мягкой основе (как замша) для таких целей не годится!

Особую ценность представляет собой Ояцубу (Oyatsubu) костяной нарост «на загривке». По его форме и размерам можно судить о возрасте и качестве самэ. Шкуры высшего сорта могут стоить на несколько порядков дороже, чем их сородичи. Их устанавливают на рукояти хороших, достойных мечей, потому как далеко не каждый фехтовальщик мог позволить себе такую роскошь.  При реставрации нередко встерчались рукояти, собранные буквально из лоскутов… Благо, на боевые качества это не влияло.

Также иногда вместо самэгава ставили отрезки ткани или акулью шкуру.
В некоторых случаях самэгава покрывают лаками уруши.  Делается это либо по желанию владельца, для долговечности и определяется стилем косираэ.


DSC_0319цукамаэЦука маэ
(tsuka mae) – процесс оплетания рукояти. Эта характерная черта облика японского меча (запоминающаяся по многочисленны японским фильмам, комиксам и анимэ), появилась примерно в 16 веке  во времена многочисленных междоусобных войн. До этого рукоять просто оборачивали самэгава, закрепляя небольшими «колышками». Такой способ до сих пор применяют на церемониальных тати.  Непосредственно перед схваткой воин самостоятельно наматывал шнур или материю на рукоять, что бы усилить сцепление с руками. Потом времена стали совсем неспокойные и самодельная оплётка всё реже покидала рукоять.
Постепенно оплетение вошло в традицию и появились специальные мастера по цука маэ, оказывающие эту услугу желающим.  Шнур в таком случае держался гарантированно плотно, хорошо облегал цука и не подводил владельца в ответственный момент.

До нашего времени сохранились и применяются десятки способов плетения и столько же материалов. Хлопок, шёлк, кожа, нити, замша и многие другие. Помножим это на количество стилей плетения и получим удивительное многобразие!

На некоторых видах косираэ (как правило, это некоторые танто и айкути, а так же их подвиды) цука маэ не делается.  Айкути, чаще всего одеваются в косираэ, полностью покрытые лаками уруши, с роговыми или металлическими коигути-канагу.

Сая – ножны.

Как и рукоять, сая вырезаются из магнолии.  Как правило, для изготовления ножен отбирают плотную древесину, с ровными прямолинейными волокнами, допустимы сучки и небольшие дефекты, изменение цвета. На механические свойства это не влияет, а внешняя часть будет скрыта под лаком.

Заготовленную по длине клинка доску раскипивают вдоль, и стамесками врезают клинок в обе половины, таким образом после склейки он должен двигаться свободно, но и не болтаться. Тогда же готовят заход под хабаки, что бы обеспечить плотное удержание.  Место вхождения клинка в ножны называется коигути (иерогл), что дословно переводится как “рот карпа”.

Склеивают обе половину на рисовый клей. Затем придают ножнам внешнюю форму. После этого из рога водяного буйвола изготавливают  куригата (для крепления сагэо), кольцо коигути (иногда делали из меди, латуни или железа), саядзири (навершие на ножнах для защиты), иногда каэридзуно – небольшой крючок для удержания за поясом.

Все эти элементы изготавливаются не только из рога,  но из железа, сплавов и т.д. покрываются изысканными узорами и сюжетами. Вариаций на тему сая и их отделки можно встретить великое множество, приведенная здесь информация ни в коей мере не является исчерпывающей, а помогает сложить более или менее цельное представление.

Иногда на ножны ставитсся самэгава. Как правило, это первая треть сая, если смотреть от коигути.  Самегава в таких случаях оборачивается целиком. Это служит для их укрепления ножен и безопасности фехтовальщика. Одно неловкое движение – и дерево, склееное на рисовый клей, расходится, в таком случае меч невольно режет своего владельца.

Вырезанные из магнолии сая, с установленными роговами (или мет.) частями, называюстя нузирая. На этом же этапе с боковых сторон врезаются когатана и когаи. Смотрите более подробное их описание в разделе о разновидностях мечей и косираэ.

В таком виде ножны отправляются к мастеру по лакам уруши (нередко это один и тот же человек)) для окончательной отделки.

Лаковые техники.

Традиционным материалом для покрытия японских ножен служит лак уруши.  Он добывается из деревьев, произрастающих на территории Японии, Китая и Индии.  Благодаря составу почвы и условиям прозрастания, лак, добываемый на территории Японии, превосходит по качеству китайские и индийские аналоги. Доказано, что уруши является самым крепким из природных полимеров. Это одна из причин применения лаков в области оружия и доспехов. Вторая причина – антисептические свойства лака. Издавна этим лаком покрывали посуду и медицинские принадлежности, так как уруши уничтожает бактерии. В-третьих — устойчивость к различным агрессивным средам, в т.ч. спиртам. Единственное, что может нанести лаку вред – прямой солнечный свет. Лаковое покрытие в таком случае, выцветает. И наконец то, что этот лак (при дОлжной подготовке поверхности) ложится практически на все поверхности.

Наряду с преимуществами есть и ряд сложностей, всвязи с чем лаковые техники уруши не используются повсеместно и где только можно. Во-первых –  у 93% населения Земли присутствует довольно сильная аллергия на лак (пока он находится в сыром виде). Во-вторых – процесс сбора лака – достаточно трудоёмкий процесс, всвязи с чем эти лаки довольно дорогие. В-третьих, необходимо соблюдать условия храниения и нюансы применения различных видов лака. В-четвёртых – для получения законченного лакового покрытия потребуется минимум полтора десятка слоёв различных составов и столько же оперций по шлифовке…  и т.д. Особенностей довольно много, но все сложности оправдывают высочайшее качество работы и долговечность изделия.

Добавим еще то, что существует огромное количество техник исполнения лакового покрытия и в каждой технике столько же вариаций. Также возможео добавление металлов, золота, серебра, резаной оломы, зёрен и т.д. Как ни странно, одной из сложнейших технологий является получение ровного глянцевого черного лака. Это требует безупречного исполнения всех этапов, начиная от формы нуризая и заканчивая всеми слоями и промежуточными шлифовками. Черный лак неаккуратности не прощает,  причем результат небрежного отношения станет виден только после многих дней труда, когда в зеркальном блеске проступят неровности ножен и неравномерно положенные слои…

К сожалению, в последнее время, ввиду популярности покрытий из уруши и одновременной его сложности и дороговизны, на рынке стало появляться множество подделок, из синтетических лаков и их аналогов, в т.ч. из природного лака кешью.  Все работы разные по качеству, но всё равно так же далеки от оригинала, как, скажем, детская машинка на радиоуправлении от своего «взрослого» двойника.

Сираясая и цунаги

Если переводить дословно, сираясая это белые ножны, которые требуются для хранения меча.  Когда кузнец создаёт клинок, и шлифовщик отшлифовывает его, первым делом требуется изготовить на него хабаки, а затем одеть в сираясая. В таком виде клинок предстаёт перед заказчиком. Форма сираясая максимально проста, ничто не отвлекает от созерцания меча.

Сами сираясая состоят из рукояти и ножен. Нередко на них пишутся саягаки: данные о клинке и его владельце, другие особенности. Если оригами (паспорт меча) можно потерять, то сираясая – врядли. Иногда ставятся фути и коигути из рога, в месте отверстия мекуги-ана врезаются роговые или бамбуковые вставки для бережного извлечения мекуги.

После того, как у владельца на руках оказывается одетый в сираясая меч,  он (владелец) уже самостоятельно определяет стиль и особенности будущего косираэ, или прибегает к советам соответствующих мастеров. Те создают цуба, коигути канагу (или приобретают уже готовые), изготавливают цука и сая.

Иногда у одного клинка может быть несколько различных косираэ или отдельных его частей. Готовясь, скажем, к выходу «в свет», меч извлекается из сираясая, как из домашней пижамы и одевает парадные одежды.  По возвращении домой, переодевается обратно и «отдыхает» в таком виде до следующего мероприятия.

DSC_0622
В то время, как клинок хранится в сираясая, «парадные одежды» держатся на цунаги  – его деревянном двойнике, что бы не лежать россыпью по полкам и шкафам.  Если косираэ несколько, то и цунаги – тоже.

Создание меча и косираэ: 3 комментария

  1. Retrea

    Выше боевых качеств меча сегодня ценятся качество стали и эстетические свойства, достигаемые исключительно благодаря технологически верно проделанной полировке. При этом форма и геометрия клинка, которые придал ему кузнец, должны полностью сохраниться. Поэтому ремесло полировщика подразумевает также точное знание стиля того или иного кузнеца, а также кузнечных школ прошлых веков.

    1. admin Автор записи

      Абсолютно верно! Однако хорошие боевые качества клинка — это и есть следствие подбора качественных сталей, грамотной закалки и традиционной шлифовки. Шлифовщики высокого уровня часто занимали почетные места при дворе, являясь заодно и экспертами по мечам и школам (вели учет клинков в составляли описи). Внимание эстетической стороне клинка стали уделять в эпоху Эдо, когда междоусобные войны утихли и началось относительно мирное время. Можно сказать, это вИдение спасло японский меч от вымирания в наш «электронный» век.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.