История

При копировании данных материалов ссылка на сайт обязательна

Чтобы немного разобраться в истории происхождения и развития японского меча, давайте ненадолго углубимся в историю Японии:

Эпоха мечаОглавление:

дзёкото

хэйан

камакура

намбокутё

школы Гокадэн

Муромати

Азути-Момояма

Эдо

Мэйдзи

Сёва

Мечи после II Мировой Войны

Создание мечей в современном мире

 

Период Дзёкото и Кото.

Самые ранние мечи, обнаруженные на территории Японии, были каменные или бронзовые. Как правило, эти мечи не использовались в бою, а служили для ритуальных целей.

Первые железные мечи появились в период Кофун (230-538 гг н.э.), для которого было характерно возведение больших усыпальниц. По происхождению это были мечи, завезённые через Корею из Китая. Многие подобные клинки были обнаружены в могилах, но, к сожалению, в очень плачевном состоянии.

Также в одном из храмов Сёсои (Shoso-in: 正倉院) в Наре были обнаружены клинки 8-го века, предположительно, привезённые из Китая, в куда более лучшем состоянии. Эти мечи восстановили и отшлифовали, благодаря чему есть возможность наблюдать на что были похожи самые ранние экземпляры мечей в Японии. Эти мечи, получившие название дзёкото (jokoto, chokuto) создавались на протяжении с 4-го или 5-го века по 10-й 11-й века.

Дзёкото были прямые, с плоскими боками (?) . Поздние образцы этого типа, также обнаруженные в Shoso-in получили название кириха-зукури (kiriha-zukuri) с большой областью синоги, доходившей практически до режущей кромки. Благодаря такой форме, угол схождения на режущей кромке был чрезвычайно малым.

Также в хранилище был обнаружен еще один вид оружия. У этих толстых и широколезвийных клинков был более «работоспособный» вид. Особенность в том, что ближе к основанию, меч был однолезвийный, а по приближению к острию обретал двустороннюю заточку. Этот тип получил название киссаки-мороха-зукури (kissaki-moroha-zukuri) – один из немногих типов мечей, родившихся в Японии, наряду с прямыми мечами, изготавливаемыми по китайским каконам.

Период Хэйан. (794-1185)

У мечей Дзёкото закалочная область была довольно тонкая, не очень прочная и визуально почти неразличимая. Начиная с периода Асука (Asuka) (593-710 гг.), японские кузнецы начали применять глины для закалки клинков. С этого момента появились такие понятия, как дзихада и хамон (в ту эпоху – четко заметный сугуха — прямой).

Мечи кириха-дзукури изготавливались вплоть до начала (а возможно и до середины) периода Хэйян. Параллельно создаваемые японские мечи «эволюционировали» в этот период времени, и уже к середине эпохи Хэйян стали выглядеть практически так же, как и их современные собратья. Больше и длиннее, чем в период Асука, с изгибом и односторонней заточкой, с ребром синоги, идущим от цуба до киссаки вдоль верхней части клинка. По сравнению с предшественниками они стали шире и толще. В концу эпохи Хэйан тип изготавливаемых клинков был очень близок к современному синоги-зукури (shinogi-zukuri). Линия синоги поднялась ближе к мунэ (обуху), благодаря чему угол заточки стал острее. Область хамон стала шире и разнообразнее. Иногда проявлялись некоторые нюансы вроде тёдзи. Сформировалась область боси (линия хамон в области начала меча). Наиболее известные кузнецы того времени: Мунэтика (Munechika) в школе (провинции) Ямасиро, Ясутсуна (Yasutsuna) в Хоки а также Канехира (Kanehira), Томонари (Tomonari) в Бизэн.

Период Камакура. (1185-1333)

Во времена окончания эпохи Хэйян в 12-м веке, воинское сословье самураи приобрели большую силу и влияние, всвязи с чем повысился спрос на качественные и функциональные мечи. Это тенденция продолжалась на протяжении всего периода Камакура, когда класс самураев фактически контролировал Японию. Мечи получили еще бОльшийй изгиб, стали еще крепче и более приспособлены для фехтования. Кузнецы, их создававшие, начали подписывать свои работы. В тоже время, косираэ, изготавливаемое для церемониальных мечей и практического использования, стало довольно сильно различаться, так же как и тип клинков. В ритуалах применяли в основном прямые мечи типа Кен, которые, однако разительно отличались от ранних мечей Дзёкото.

По внешнему виду мечи продолжали приближаться «к современным» стандартам. Новый сёгунат способствовал развитию и улучшению форм и технических характеристик. Также большой вклад внесло монгольское нашествие, которое сильно повлияло на процесс ковки и конструкцию лезвия. Одними из важнейших модификаций считается создание более широкой, неравномерной закалочной линии, а второй аспект – добавление мягкой низкоуглеродистой стали внутрь меча.

В начале эпохи Камакура вошедший в силу сёгунат вызвал самых именитых кузнецов со всей Японии, собрал их в городе Камакура, в провинции Сосю, что бы производить самые хорошие и качественные мечи. Это послужило основанием кузнечной школы Сосю (Soshu), а область Сагами, в которой был расположен город Камакура – крупнейшим центром по созданию мечей того времени, который существовал под покровительством сёгуната на протяжении 130 лет.

Несмотря на это, в других областях Японии тоже зарождались школы кузнецов оружейников. В наше время находят танто, нагината, длинные тати того периода. Кузнецы часто подписывали работы своим именем, временем создания и местом, где был изготовлен тот или иной клинок.

Благодаря этому, есть информация, что группы кузнецов работали в провинциях Бизэн (центральная часть Японии) в таких местах как Фукуока, Ёсии (Yoshii) и Осафунэ. Облисти Фукуока и Осафунэ были на тот момент самыми «плодовитыми», производившими большое количество мечей на протяжении столетий. Продуктивность этого района тесно связана с добычей высококачественного сатэцу (железного песка), достатком прекрасного древесного угля, близких исотчников воды и налаженной транспортной сети.

Школа Бизэн, создающая хорошие мечи и в наше время, была одним из крупнейших производителей оружия с 1250 гг (середины периода Камакура ) вплоть до эпохи Эдо 1604 г., охватив своим влиянием примерно четыре столетия.

Период Намбокутё (Nanbokucho) (1331-1392 гг.)

В начало периода Нанбокутё ознаменовалось внезапным увеличением длины некоторых видов мечей. У некоторых клинков типа но-дати или о-дати длина режущей кромки достигала 90 см и более. Причиной таких габаритов служил тот факт, что самураям иногда приходилось сражаться верхом в седле, нежели пешком. Факт, что отличительной особенностью тего периода являются чересчур длинные, непропорциональные мечи.

Роль школ Гокадэн.

В период окончания эпохи Камакура и начале эпохи Нанбокутё свормировалось пять основных кузнечных школ. Школа Бизэн (рядом с современной Окаямой), школа Сосю (Камакура), традиция Ямасиро (Киото), традиция Ямато (Нара) и школа Мино (возле современного Сэки, Нагойя). Эти пять направлений в создании меча принято называть Гокадэн, или пять школ. Каждая школа развивала и оттачивала свои навыки в изготовлении добротных и эстетичных мечей со своими отличительными чертами и особенностями. Например, у каждой школы были свои неповторимые очертания хамон, узор хада, пропорции клинка и т.д. Традиции Гокадэн четко соблюдались вплоть до первой половины эпохи Муромати.

Школы Гокадэн окончательно утвердили технологию создания мечей. Коллекционеры и по сей день делают попытки завладеть мечом Гокадэн. К сожалению, до наших дней дошло не так уж много клинков, созданных мастерами именно в этот период времени. Но те, что сохнались, свидетельствуют об очень высоком уровне мастерства.

Эти мечи были рождены в период непрерывной гражданской войны, и постоянно были в использовании, всвязи с чем многие не дожили до наших дней. В начале эры Муромати в войне учавствовало болше ста даймё. И каждому под боком были необходимы мастера по созданию мечей. Поэтому многи кузнецы покинули Гокадэн и расселились по Японии, основывая свои школы и стили. Конечно, в их направлениях было огромное сходство с традициями Гокадэн, но позднее, оружейники разработали свои собственные нюансы и особенности, наделяя свои клинки новыми свойствами.

Современные учёные и коллекционеры часто пытаются опознать, в каком случае меч, созданный в период Кото (с 13-го по 16 века), можно с уверенностью отнести к рождённому в стенах Гокадэн. Если и встречаются единицы, то редко, большинство сделаны в различных областях страны. Если в наши дни взять, к примеру, десяток мечей эпохи Кото, то только один из них (возможно) можно будет классифицировать как дело мастера Гокадэн. В то же время, именно благодаря школам Гокадэн есть четкие стандарты оценки, экспертизы и сравнения мечей в наши дни.

Период Муромати (Muromachi) (1336-1573)

Новый сёгунат под предводительством Асикага Такаудзи был основан в 1336 году. Резиденция располагалась недалеко от императора в обсти Киото Муромати.

Период Сенгоку (Эпоха Воющих Провинций), который длился с 1467 по 1600 гг., был временем повсеместной гражданской войны, в которой различные даймё стремились подчинить соседние области и захватить власть в стране. Сражения велись большими группами пеших солдат, асигару (足軽) – «легконогие». Набирались они в «добровольно-принудительном» порядке из крестьян местных деревень. Всвязи с чем, воевать особо не умели. В результате такое оружие, как яри (копья с прямым клинком длиной 15-25 см, креписшиеся на длинных древках) стало чрезвычайно востребованно среди простого населения. Некоторые древки достигали длины четырёх метров. Самураи в свою очередь, разработали множество боевых техник с использованием этого вида оружия, включая разную длину и модификации копья, такие как су яри (прямой яри), дзюмондзи яри (крестовой яри) и множество других.

Яри также создавались из тамахаганэ и имели хамон, но, в целом, отковывались и шлифовались довольно грубо. Как правило, их создавали отдельные кузнецы, и к ним не применялись такие высокие требования, как к мечам. Чего нельзя сказать о нагината – другом виде древкого оружия, которым изначально пользовались воины эпохи Хэйан, но которое вполне нашло себе применение на полях и просторах эпохи Камакура. Клинок нагината может быть как массивным, так и отлично прокованным, как клинок достойного меча, создавались они теми же мастерами, что ковали мечи, с соблюдением всех приемов и технологий.

В начале периода Сенгоку воины стали отдавать предпочтение мечам утигатана (uchigatana) которые можно было удерживать одной рукой, или вести поединок в здании или ином закрытом помещении. Они были гораздо легче и маневреннее, чем длинные и массивные тати. Длина лезвийной части была около 60-70 см, в то время как тати – до одного метра. Также изменился способ ношения меча. Тати носили режущей кромкой вниз, подвешивая сая (ножны) к поясу. Утигатана носили режущей кромкой вверх, в сая, продетых в оби или пояс. К тому же этот меч можно было извлекать из сая одной рукой, не придерживая ножны, а для тати требовалось участие обеих рук. Это, опять-таки, благодаря более короткому клинку.

После повсеместного распространения утигатана кузнецы перешли в основном, на создание небольших клинков. А простые черные лаковые ножны, в которые, чаще всего одевались эти мечи, стали традиционным косираэ того времени.

Периоды Синто и Син-Синто

Период Азути- Момояма (1568-1600)

Этот период был, в своём роде «ренессансом» для японского меча. Благодаря развитию внешней торговли большое влияние приобрело купечество. В эти времена стало модно и престижно преподносить меч, как подарок, скажем, от императора или сёгуна соим отличившимся подчинённым. Это оказало большое влиняние на путь развития косираэ, в котором традиционно преподносили меч. «Одежда» стала очень богатая и проработанная. В отделку стали добавлять золото, сложные лаковые техники и другие дорогостоящие материалы. Также украшались цуба, фути-касира, менуки, когатана, козука и другие «сопутствующие» элементы. Получили распространение сложные и дорогостоящие техники работы по металлу, требующие усердия и отнимающие много времени : гравировка, всечка, патины и т.д. В этот же период мастера начинали подписывать свои наиболее выдающиеся работы.

Путь косираэ для утигатана в этот время разделился надвое, с одной стороны, для «повседневного» использования и в бою, которые одевались в простое традиционное косираэ, а, с другой стороны, богато украшенное косираэ с применением дорогих материалов, которое, как правило вручалось высшим воинским чинам.

В это же время (начало эпох Эдо 1603-1867гг.) начал формироваться и стиль ношения меча (или мечей). Среди самураев появился обычай носить дайсё, «набор» парных мечей. Пара состояла из длинного меча dai – большой (клинок около 60 см), и sho – короткого вакизаси (40-45 см). Как правило у дайсё бало вда комплекта косираэ – искусно сделанное для официальных приёмов и более простое для повседневного использования. Для самураев наличие дайсё было строго регламентировано, однако не самурай мог носить при себе только вакизаси, с длиной лезвия не длинее 60-ти см. Нередко купцы собирали у себя целые коллекции исключительно косираэ (для одного клинка), способствуя, таким образом, развитию мастеров высочайшего уровня.

Период Эдо (1603-1867)

В начале этого периода даймё из различных провинций взяли кузнецов оружейников под своё покровительство, так как им был необходим надёжный источник качественных мечей для вооружения своих воинов. Вокруг главных городов, таких как Эдо, Осака и Киото сформировалось несколько центров, где работали кузнецы высокого уровня. Это событие положило начало новой эпохе мечей синто (новых мечей), которая подарила этому миру наиболее важных кузнецов. В книгах о мечах, изданных в то время, впервые был обнаружен термин Кото – Старые мечи, с описанием клинков, созданных в период с середины эпохи Хэян вплоть до конца эпохи Азути-Момояма. Мечи созданные с 1600 года, вносились в реестры, как Синто – новые мечи.

Эпоха Эдо стала одной из самых мирных, сплотив Японию под сильным правительством – Сёгунатом Токугава без малого, на три столетия.

В связи с отсутствием войн и междоусобиц работа кузнецов осталась невостребована. С 1600 по 1700 гг качество и убранство мечей снизилось. Многие мастера в те времена едва сводили концы с концами.

В первые года 18-го века кузнец Суисинси Масахиде (Suishinshi Masahide) смог заново возродить интерес к Японскому мечу. Он путешествовал по всей стране, изучал старинные мечи, сам процесс создание меча, восстановление (выплавку) стали, в основном уделяя внимание мечам Кото эпох Камакура и Нанбокутё. Попутно с путешествиями, Масахидэ обучал и делился знаниями с бесчисленными кузнецами (возможно сотнями), заново прививая любовь к старинным канонам. Усилия этих мастеров и создание мечей, таких же крепких и функциональных, как клинки эпохи Кото, положили начало эпохи Син-синто (Shin-Shinto) — Мечи нового времени.

Мечи Син-синто отличались функциональностью и удобством применения в бою. Их внешний вид, качество стали и вид хамон сильно отличались от клинков Кото, которые были взяты за основу. Они были достаточно длинные, довольно прямые и с узкой закалочной линией.

Эпоха Син-Синто началась при жизни Суисинси Масахидэ (примерно 1780-1790 гг) и длилась до реставрации Мэйдзи в 1868 году, когда Сёгунат Токугава был упразднён и власть перешла в руки императора. Социальный переворот, который был назван периодом Бакумацу (幕末 — Конец сёгуната) обозначил окончание эпохи Эдо (приблизительно 1800-1868 гг.), одновременно усилив спрос на боевое оружие, побудив кузнецов к изготовлению новых клинков.

Гэндайто

 Эпоха Мэйдзи (1868-1912гг.)

Главным образом, все клинки созданные после реставрации Мэйдзи (1868год) до сегодняшних дней, принято относить к мечам Гэндайто – Новейшие мечи.

В 1876 году новое правительство выпустило указ “Haitorei”, запрещающий появляться с мечом в обществе. Это серьёзно усложнило и без того нелёгкую жизнь кузнецов, в итоге только единицы умудрялись продолжать работать. С этих пор мечи стали ценится, скорее, не как оружие, а как произведение искусства.

Во время эпохи Мэйдзи правительство начало усовершенствоание армии и флота, вследствие чего, в качестве оружия клинки больше не требовались. Офицеры продолжали ходить с мечами, но японцы постарались придать им более «современнный» вид. В 1886 году они представили Гунто, как новый армейский меч. Косираэ стало сходным по стилю с европейским, но с длинной рукоятью и D-образной гардой. Так или иначе, в ножнах был по прежнему, традиционный японский клинок, с длиной режущей кромки 60-65 см.

В 1899 году началось масштабное оснащение армии и флота мечами. Это был, скорее атрибут формы, нежели оружие. Что бы уложиться в стоимость и сроки, мечи изготавливались на станках машинным способом из современных сталей и калились на масло, нежели на воду. Эти мечи иногда называли Мурата-то (Murata-to) Мечи Мурата, в честь одного из основателей Вооруженных сил Японии.

В 1906 году, с целью поддержания и развития традиционного ремесла, Император назначает кузнецов Гассана Садаказу и Миямото Канэнори «официальными кузнецами императорского дома» . Другая мера, принятая для возрождения Японского меча, это присвоение некоторым особо важным клинкам статуса Национального Сокровища. Начиная с 1897 года поиски ценных мечей велись только в храмах и святилищах, но с 1929 года правительство расширило поиски, несмотря на то, кто владелец.

 

 Современный период – (1912 – наши дни)

В начале 20-х годов ХХ века ситуация в стране сложилась таким образом, что кузнецы остались практически без работы, только благодаря единицам, нить традиции создания японского меча не прервалась. И именно благодаря этим мастерам, которые в своё время обучались у старых кузнецов, мы в наше время можем создавать клинки в полном соответствии с многовековыми традициями.

Расширение вооруженных сил в эпоху Мэйдзи породило спрос на мечи, потому что японцы чувствовали, что офицерам необходимо полностью традиционное оружие и косираэ, изготовленное вручную. С целью возродить Японский меч были созданы несколько организаций. Эти группы, которые получили названия Нихонто Дэнсюдзо (Nihonto Denshujo) и Нихонто Танрэн Кай (Nihonto Tanren Kai) занимались обучением и приумножением количества новых мастеров, которые были способны создавать «настоящие» мечи (в рамках традиций и школ). Другой целью было производство большого количества мечей для удовлетворения спроса армии и флота.

Нихонто Танрэн Кай NTK (Ассоциация Кузнецов Японии) в храме Ясукуни.

 В 1933 году на территории храма Ясукуни в Токио сформировалась группа кузнецов-оружейников, которая получила название Нихонто Танрэн Кай (Ассоциация кузнецов Японии). Их целью было создание клинков в полном соответствии с традициями, из традиционных материалов, без применения современных приспособлений и молотов. Образцом послужили клинки мастера Нагамицу (эпоха Камакура 1185-1333гг.). Параметры его мечей были довольно специфические, поэтому в результате работы группы НТК приобрели некий особый, легко узнаваемый стиль. Кузнецы группы в Ясукуни представили нам последний образец истинной школы создания Японского меча. Они разработали свой собственный стиль, а также добились высокого качества мечей в сочетании с большой продуктивностью. Судя по их записям, с 1933 по 1945 года кузнецами было создано 8 100 клинков, и примерно тридцать человек в это время проходили обучение.

Нихонто Дэнсюдзо (Nihonto Denshujo)

Другая организация, осованная в 1933 году с целью сохранения Японского меча, была Нихонто Дэнсюдзо. Эта группа, также расположенная в Токио, была организована членом Дома Правления Хикосабуро Курихара. Правительство обратилось к нему с задачей спасения традиции японского меча. Он организовал и открыл Нихонто Денсюдзо (Институт Меча) на своих фамильных землях в Токио, также помогая финансированием. Он приглашал к обучению любого, кто желал постичь науку создания меча, и надеялся со временем подготовить около тысячи кузнецов. Усилия Курихара сделали его ключевой фигурой на общем пути страны по сохранению кузнечно-оружейного ремесла. Он обучил около 150-ти кузнецов, а позднее открыл еще дочернюю организацию Нихонто Гакуин (Nihonto Gakuin), в которой также обучались кузнечному мастерству. Уровень самой организации подтверждён тем фактом, что большинство мастеров, преподававших в Денсюдзо после войны или обучавшихся у кузнецов этой организации, получили статус «Живое Национальное Сокровище».

Когда организация только открылась, желающих учиться особо не было. Тогда Курихара подал объявление в газеты о наборе студентов. Первым, кто откликнулся на это объявление и пришел в стены Дэнсюдзо, стал Кунииё Ёсихара (дед ныне живущего Ёсиндо и Тёдзи Ёсихара). Он не только был первым студентом. Впоследствии он возглавил дочернюю организацию Нихонто Гакуин, когда та была образована. Учащиеся жили и работали в Дэнсюдзо. Когда принималось решение о выпуске того или иного мастера, ему присваивалось имя, содержащее один иероглиф из имени Курихара. Большинство «выпускников» взяли себе имена с первым иероглифом «Аки» : Акихиро, Акифуса и т.д.

Вскоре после основания этих двух организаций состоялась выставка Новых Мечей. К сожалению, на ней было представлено немного работ. На этот период времени (1934 год) в стране работали около 50-ти кузнецов, но к 1942 году их количество возросло. По данным 1942 года в западной Японии самым влиятельным кузнецом был Гассан Садамитсу, а в восточной части Кунииё Ёсихара.

Город Сэки

 Город Сэки являлся центром кузнечного мастерства на протяжении семисот лет, а также был довольно влиятельной частью школы Мино в Гокадэн (пять школ). В некоторых источниках утверждается, что большинство мечей, созданных в эпоху Эдо (1603-1867гг.) были изготовлены в Сэки. Этот город был (и остаётся) сравнительно небольшим, но на момент окончания эпохи Мэйдзи половина всего населения (около 15 тыс. человек) были так или иначе связаны с изготовлением клинкового оружия. В 1907 году в Сэки была основана организация Сэки Танрэн Дзо (Seki Tanren Jo) , в которую входили кузнецы-оружейники, а также те, кто старался возродить и защитить традицию создания Меча. Группа получала финансирование и поддержку от правительства префектуры Гифу и других источников. В 1933 году, подобно группам Дэнсудзо и Нихонто Танрэн Каи, организация Нихон Токен Танрэн Дзо также занялать подготовкой следующего поколения кузнецов в Сэки.

Сёва-то

Одним достаточно важным результатом спроса на мечи (для оснащения армии и флота) стало производство Сёва-то, или мечей эпохи Сёва. К этой эпохе относятся клинки созданные в период 1928-1989 года, главным образом начало 1930-хх годов. Эти мечи выглядят как традиционные, но изготовлены из современных инструментальных сталей, а не из тамахаганэ. У них такая же форма и параметры, есть область хамон и закалочная линия, но любой, более или менее понимающий человек увидит совершенно иной характер и рисунок стали (хада). В добавление к этому, качество и внешний вид области хамон будет абсолютно отличным от клинков, созданных из тамахаганэ.

Изготовление клинков из стали рельсов или арматуры от разрушенных зданий, конечно, было гораздо дешевле, чем из тамахаганэ, добываемой довольно сложным путём восстановления железного песка. Ввиду того, что солдаты должны были самостоятельно приобретать клинки, многим из них были просто не по карману дорогие мечи, созданные по всем канонам начиная от добычи руды и заканчивая профессиональными шлифовщиками. Поэтому необходима была более или менее «бюджетная» альтернатива. Несмотря на то, что в большинстве своём мечи Сёва были созданы из современных сталей, встречались некоторые образцы очень хорошего качества и внешнего вида, ввиду чего, глядя со стороны, практически любой мог принять их за работы старых мастеров. Разница в цене между этими двумя категориями была огромна. Меч высокого качества мастера Нихонто Танрэн Кай Ясукуни мог стоить столько же, сколько клинок мастера раннего периода эпохи Эдо (около 100-125 йен – по тем временам довольно большие деньги). А лучший клинок Сёва, с другой стороны, стоил 60 йен. Рядовые мечи шли за 25 йен или меньше… Для того, что бы покупателям было проще разобраться, в 1937 году правительство обязало на все клинки, изготовленные из современных сталей (не тамахаганэ), ставить штамп на накаго (хвостовике), поясняющий, что клинок изготовлен не традиционным способом. Этот приказ действовал до 1940-го года.

Изготовление мечей в Сэки может послужить образцом к пониманию масштабов производства клинков в военное время. С 1930 по 1940 гг. Город поставлял примерно 18 тыс. мечей в армию ежемесячно. Из них, 17 тыс. были Сёва-то, а тысяча – созданными в соответствии с традициями из тамахаганэ.

Ввиду огромных масштабов производства, мечи Сёва-то были худшего качества по сравнению с мечами по эпохи Мэйдзи.

Мечи после Второй Мировой Войны.

 После окончания войны в 1945 году, ароизводство мечей в Японии было запрещено. В довершение к этому, захватчики начали конфисковывать и вывозить всё клиночное оружие. Это продолжалась примерно год, до тех пор, пока Американские власти не пришли к выводу, что старинное оружие не является оружием, как таковым, а, скорее предметом искусства, и к современным орудияв ведения войны не относится. После этого конфискации прекратились. Но на протяжении этого года все конфискованные предметы находились на складах в Японии, и любой военослужащий имел право забрать тот иной предмет к себе на родину к сувенир. Что они и делали. Всвязи с этим, в 1950-и году, в США было больше японских мечей, чем в самой Японии.

Всвязи с тем, что в 1945 году производство мечей было запрещено, ни одного меча не было изготовлено с конца войны 1945 по 1951 год. Основателем Нихонто Дэнсудзо, Хикосабуро Курихара, был запущен проект по созданию трёх сотен мечей в ознаменование окончания войны и организации объединённых наций. Планировалось вручить эти мечи главам государств и особым приближенным по всему миру. В 1952 году правительство дало разрешение Курихара на реализацию проекта, после чего он месяц путешествовал по Японии, встречался с кузнецами по поводу их участия в проекте. Проект был запущен и несколько клинков были созданы, но в 1954 году Курихара заболел и покинул этот мир.

Несмотря на то, что дело Курихара угасло вместе с ним, это послужило толчком для многих кузнецов вновь приступить к своей работе и начать оживлять почти угасшую традицию Японского меча. Уже потом многие признавались, что никогда не взяли бы в руки молот, если бы Курихара не «разбудил» их вновь.

И вот, начиная с этого момента, мечи снова стали создаваться на территории Японии, несмотря на то, что политическая и экономическая обстановка сильно отличались от прошлых времён.

Благодаря огромному количеству информации, накопленной за века по традициям создания мечей и стали, в 1952 году стало возможным возобновить прерванный путь Меча.

Создание Мечей в современном мире.

 Несмотря на то, что правительство разрешило создавать мечи в 1953 году, некоторые правила до сих пор имеют силу. Самое главное из них то, что кузнец имеет право создавать только мечи высокого качества, изготовленные в соответствии с традициями старых школ. Как вытекающее последствие, дабы не потерять качество, каждый кузнец имеет право изготовить ограниченное количество мечей в год. После наблюдения за работой Юкихиро Мияири, одного из выдающихся мастеров того времени, власти пришли к выводу, что достаточно изготавливать не больше двух клинков в месяц. Позже закон уточнили: Либо два длинных меча, либо три коротких (вакизаси или танто). С одной стороны, это ограничение позволяло кузнецу достаточно заработать, а с другой стороны, не сказалось бы на ухудшении качества.

Поводом к исполнению этого предписания было издание закона Дзю-хо-То (О рурьях и мечах), принятого после войны. Закон гласил, что все мечи, которые есть у населения, должны быть зарегистрированы в полиции. Если у гражданина находили незарегистрированный клинок, владелец подвергался правовым санкциям. В добавление к этому, шлифовщики и другие мастера не имели права работать с «нелегальным» мечом, продавцы не имели права покупать или продавать его. Если кузнец создавал новый меч, он (меч) должен был быть зарегистрирован в обязательном порядке. На регистрацию своих клинков имели право только лицензированные кузнецы, которые в свою очередь, получали лицензию от правительства. Для получения лицензии, будущий мастер должен пройти пятилетнее обучение у лицензированного кузнеца, а затем создать меч с нуля в присутствии комиссии, состоящей из лицензированных кузнецов.

Это всё довольно жёсткие ограничения, с одной стороны, молодым людям в наше время очень сложно получить право создавать мечи. Сейчас в Японии несколько сотен лицензированных кузнецов, некоторые из них посвящают этому ремеслу всё своё время. Другие создают всего несколько мечей в год, а в отсальное время создают орудия труда и инстументы.

NBTHK

(Нихон Бидзюцу Токэн Ходзон Кёкай)

В переводе с Японского название гласит «Общество по сохранению Японского меча» хотя чаще всего его произносят инициалами. Эта организация была создана вскоре после окончания войны с целью поддержать ремёсла, связанные в Японским мечом. NBTHK это правительственная организация, которая поддерживает мероприятия, связанные с оценкой и созханением Японских мечей. Эти мероприятия включают в себя издание ежемесячного журнала, проведение регулярных собраний для изучения и демонстрации клинков, встречи, на которых те или иный клинки проходят оценку их качества и внешнего вида, курся для любителей Японского меча и ремесленников, с целью повышения квалификации. Здание NBTHK в Токио, также включает в себя музей меча.

Также организация устраивает конкурсы и выставки только что созданных мечей. Кузнецы выставляют свои недавно созданные мечи на «состязание», все параметры сравниваются и просчитываются. Мечи, набравшие большинство очков, награждаются призами, потом все участвоавшие клинки выставляются в музее Меча. Когда кузнец неоднократно получает призовые места, ему присваивается звание «муканса» (неприкасаемый). Начиная с этого времени, его работы больше не учавствуют в соревновании, а просто выставляются на всеобщее обозрение. Мастер, получающий титул «Дзюё Мукэй Бунзакай» (Живое Национальное Сокровище) избирается из кузнецов Муканса. Для молодых мастеров эти конкурсы чрезвычайно полезны: у них есть возможность сравнить уровнень своих работ, а заодно, при завоевании призовых мест, брать бОльшую цену за свою работу.

Татара.

Японские мечи создаются из очень специфической высокоуглеродистой стали Тамахаганэ, которую получают в специальной плавильной печи, называемой Татара.

Важность получаемой стали сложно переоценить, потому что от её качества напрямую зависит качество меча. Печи Татара строятся за японской земле столько же времени, сколько существует Японский меч. Татара эпохи Эдо строилась по тем же тертежам, что и печь эпохи Муромати 15-го века. Такие же печи строят и в наши дни.

Ввиду современной сталеплавильной индустрии в конце Второй Мировой Войны, ремесло получения тамахаганэ было практически утеряно. В 1970 году в NBTHK было принято решение о восстановлении и поддержке процесса получения Тамахаганэ для современных мечей. С этой целью в префектуре Симанэ, Ёкота, вернули к жизни Татара, которая продолжала работать до конца войны. Эта печь, которая обеспечивала сталью кузнецов Нихонто Танрэн Кай, работала с 1933 по 1945 гг., но с тех времён бездействовала. Единственными специалистами, кто знал технологию и работал с печью до войны, были Ёсизо Абэ и Кендзи Кумура, «Живые Национальные Сокровища». В 1977 году Татара ожила, и до сих пор создаёт бОльшую часть всего получаемого тамахаганэ в Японии, годного по качеству для создания мечей.

Эволюция меча

 Японский меч обладает очень длинной историей, его формы и параметры постоянно менялись в зависимости от целей применения и условий боя. Сегодня большинство этих мечей являются предметами искусства, некоторые из них до сих пор использутся для отработки навыков в боевых искусствах. Несмотря на длинную историю, технологию создания, внешний вид и технические характеристики, Японский меч, каким мы его привыкли видеть, сформировался в 12-й-13-й век, период Камакура, дальше, вплоть до 19-го века, менялись его незначительные характеристики, виды косираэ и т.д. Даже в наши дни кузнецы, обладая куда бОльшими познаниями в металлургии, материаловедении, имеющие в своём распоряжении механизмы и технологии, стараются превзойти мастеров тех времён, но некоторые нюансы по-прежнему остаются недосягаемы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.