Перевод статьи из Журнала Мечей NBTHK об одном из вакидзаси Хиромицу
NBTHK SWORD JOURNAL
ISSUE NUMBER 664
May, 2012
Мэй-то Кансю
Определение Значимых Мечей
Классификация: Дзюё Бункадзай
Тип: Вакидзаси
Мэй: | 都高 | 相模国住人広光(Утсономия Даймёдзин Сагами но куни дзюнин Хиромицу) |
明神 | ||
幡 | 文和五年卯月日 (Хатиман Дайбосацу Бунва 5 нэн Узуки хи) 1356 г. | |
菩薩 |
Нагаса (長さ): 1 сяку 5 бу 9 рин (32,1 см)
Сори (反り): 1 бу (0,3 см)
Мотохаба (元幅): 8 бу 7 рин (2,65 см)
Мотокасанэ (元重ね): 1 бу 7 рин (0,5 см)
Длина накаго (茎長さ): 3 сун 1 бу (11,2 см)
Накаго сори (茎反り): отсутствует
Это хира-дзукури вакидзаси с мицу-мунэ, не очень широкой михаба, большой длины, стандартным касанэ; и пологим сори.
Тип дзихада является итамэ, смешанный с мокумэ, и это очень изысканная хада. Присутствуют плотные толстые дзи-ниэ, и часто тикей.
Хамон выполнен в стиле тёдзи, смешанный с ко-гуномэ с узким дном, которое имеет необычную форму, и тогариба. Присутствуют аси, ё, толстые и тонкие ха-ниэ, кинсудзи, сунагаси, частые тобияки и юбасири, которые распространяются до границы мунэ, и, в целом, хамон воспринимается как хитацура.
Тип боси является мидарэкоми: со стороны ура хамон в стиле слабого яки-кузуке, обе стороны имеют ко-мару и длинный каэри (возврат).
Хоримоно на сторонах омотэ и ура представляют собой прорезанные от накаго долы типа бо-хи с сопутствующими цурэ-би.
Тип накаго — убу, окончание накаго – типа куридзири. Тип ясуримэй – пологие каттэ-сагари, два мекуги-ана, один из которых заглушен. Над первым мекуги-ана на стороне омотэ, выполнена надпись “Утиномия Даймёдзин”, а со стороны ура – “ Хатиман Дайбосацу ”(имя божества). Под мекуги-ана со стороны омотэ, почти по центральной оси, имеется длинная подпись. Дата изготовления нанесена на стороне ура.
В конце периода Камакура был создан стиль Сосю-дэн и он достиг своего пика в работах Масамунэ (正宗) и его преемника Садамунэ (貞宗). Во времена Намбокутё, Хиромицу (広光) и Акихиро (秋広) возглавляли данную школу. Клинки Хиромицу датируются в интервале от Кан-о (観応) (1350-52) до Дзёдзи (貞治) (1364). Работы Акихиро датированы от Энбун (延文) (1357) до Ситоку (至徳) (1387). Данный факт доказывает, что старшим кузнецом был Хиромицу, а не Акихиро.
Основным его хамоном был не нотарэ-хамон, а в основном тот, что называется данго-тёдзи, где в верхней части тёдзи шире, и в этом его уникальность. Присутствуют тобияки, юбасири, мунеяки, хитацура-хамон хорошо контролируемый. Некоторые из клинков Масамунэ и Садамунэ также имеют тобияки и юбасири, но они не были специально запланированы. Предположительно, именно Хиромицу установил хитацура-хамон в качестве основополагающего направления для стиля. В последствии (после периода Муромати), это повлияло не только на кузнецов Суе-Сосю, но также и на кузнецов из других школ. Это влияние продолжилось и в работах кузнецов времен Синто, Син-Синто, и даже Гендайто. Можно сказать, что этот тип хамона является революционным в истории японского меча. Оглядываясь на более поздних кузнецов, их хитацура-хамон отличается: тобияки и юбасири не гладкие, а жесткие, и в целом весь хамон представляется работой более низкого класса. Тем не менее, хамон Хиромицу являются естественным, отражает характерный стиль и высокий уровень работы, а также показывает очень высокий уровень его технического мастерства.
У Хиромицу имеется два клинка уровня Дзюё Бидзюцу Хин, подписанных 2-мя иероглифами (в отличии от своей обыкновенно длинной подписи). Один с хитацура-хамон, другой с сугуха. Они относятся к его позднему периоду работы и отражают стиль, когда мастер был уже стар. Однако мы сегодня не знаем точно, относятся ли клинки с длинной подписью к ранним работам Хиромицу, или более поздним.
Этот вакидзаси имеет внушительную форму, которая четко отражает период его создания, с очень выраженной активностью хамона. Тут присутствуют прекрасные толстые ха-ниэ, сунагаси, ниэ-судзи, и в целом имеются все виды закалочных вариаций и активности. Это одна из лучших его работ.
Кроме того, на накаго со стороны омотэ, есть иероглифы «高神都明«. Это расположенный в центре города Уцуномия (в современной провинции Точидзи栃木県) и называемый «Уцуномия Фута-Араяма дзиндзя» (храм) (宇都宮二荒山神社(拝殿). Данное святилище описано в “Азумакагами” (吾妻鏡/東鑑) – исторической японской книги периода Камакура. В ней говорится, что Минамото Еритомо остановился в этом храме, чтобы помолиться для того, чтобы найти способ захватить O-сю. Иероглифы на стороне ура обозначают бога войны Хатиман Дайбосацу (幡菩薩)», известного как покровителя и защитника воинов по всей Японии. Это свидетельствует не только о том, что владелец был верующим человеком, но и отражает религию Дандо-буси (мощный класс воинов (буси), начавший складываться в середине эпохи Хэйан), что является исторически важным.
Данный клинок значится в “Козан Осигата” и во времена Эдо принадлежал семье Овари Куни Инуяма Нарусэ и их потомкам.
Объяснение и осигата Исии Акира
Уведомление: max