Образцы лаковых техник

Ниже представлены работы в традиционных техниках лаками уруши.

Традиционным материалом для покрытия японских ножен служит лак уруши.  Он добывается из деревьев, произрастающих на территории Японии, Китая и Индии.  Благодаря составу почвы и условиям прозрастания, лак, добываемый на территории Японии, превосходит по качеству китайские и индийские аналоги. Доказано, что уруши является самым крепким из природных полимеров. Это одна из причин применения лаков в области оружия и доспехов. Вторая причина – антисептические свойства лака. Издавна этим лаком покрывали посуду и медицинские принадлежности, так как уруши уничтожает бактерии. В-третьих — устойчивость к различным агрессивным средам, в т.ч. спиртам. Единственное, что может нанести лаку вред – прямой солнечный свет. Лаковое покрытие в таком случае, выцветает. И наконец то, что этот лак (при дОлжной подготовке поверхности) ложится практически на все поверхности.

Наряду с преимуществами есть и ряд сложностей, всвязи с чем лаковые техники уруши не используются повсеместно и где только можно. Во-первых –  у 93% населения Земли присутствует довольно сильная аллергия на лак (пока он находится в сыром виде). Во-вторых – процесс сбора лака – достаточно трудоёмкий процесс, всвязи с чем эти лаки довольно дорогие. В-третьих, необходимо соблюдать условия храниения и нюансы применения различных видов лака. В-четвёртых – для получения законченного лакового покрытия потребуется минимум полтора десятка слоёв различных составов и столько же оперций по шлифовке…  и т.д. Особенностей довольно много, но все сложности оправдывают высочайшее качество работы и долговечность изделия.

Добавим еще то, что существует огромное количество техник исполнения лакового покрытия и в каждой технике столько же вариаций. Также возможео добавление металлов, золота, серебра, резаной оломы, зёрен и т.д. Как ни странно, одной из сложнейших технологий является получение ровного глянцевого черного лака. Это требует безупречного исполнения всех этапов, начиная от формы нуризая и заканчивая всеми слоями и промежуточными шлифовками. Черный лак неаккуратности не прощает,  причем результат небрежного отношения станет виден только после многих дней труда, когда в зеркальном блеске проступят неровности ножен и неравномерно положенные слои…

К сожалению, в последнее время, ввиду популярности покрытий из уруши и одновременной его сложности и дороговизны, на рынке стало появляться множество подделок, из синтетических лаков и их аналогов, в т.ч. из природного лака кешью.  Все работы разные по качеству, но всё равно так же далеки от оригинала, как, скажем, детская машинка на радиоуправлении от своего «взрослого» двойника.