Данная цуба находится в частной коллекции.
Материал предоставлен владельцем Аникиевым Олегом Анатольевичем
Использование данной информации возможно только с его разрешения.
Выдержка из экспертного заключения:
Цуба с изображением отшельника
Подпись: Хиро неразборчиво (као).
Железная поверхность, скругленная и немного овальная форма квадрата (надэгаку-гата), неразборчиво.
На основании экспертизы, проведенной Обществом, постановляю присвоить вышеуказанному изделию статус «Особая ценная оправа».
29 октября 1972 г.
Ниппон Бидзюцу Токен Ходзон Кёкай (Общество по охране искусства японского меча)
Выдано Аго Такао
____________
Сэннин. Так в Японии называли мудрецов и отшельников, которые следуя путем Дао, обрели блаженство и бессмертие. Сэннины обладают сверхъестественными способностями – они могут находиться сразу в нескольких местах, переходить параллельные миры, летать по воздуху, проходить сквозь скалы и стены. Представления о сэнннинах неразрывно связаны с даосизмом. Это философское течение было создано великим китайским мыслителем Лао Цзы. В своем трактате «Дао ДЭ Цзин» — «Книге о Пути и Силе» — он утверждал, что все сущее движется необъяснимым путем Дао .
Мудрецы познавшие законы этого пути и следующие им в своей земной жизни, достигают блаженства и становятся обладателями различных магических качеств. Для того, чтобы достигать путь Дао и следовать им, монахи-даосы занимались гимнастикой дао-инь. Важную роль в этих тренировках играли дыхательные упражнения, с помощью которых в теле накапливалась особая энергия ци. Даосы верили, что существуют магические травы, которые могут продлевать жизнь. на их основе можно составить «эликсир бессмертия».
Японцы верили, что даосы постигшие путь Дао в полной мере становятся сэннинами – бессмертными. Японское слово «сэннин» можно перевести как «горный человек» . Японский иероглиф sen состоит из двух частей: «человек» и «гора». Иероглиф nin значит «мужчина», «человек». более точный смысловой перевод — «живущий в горе», «пещерный человек», «отшельник».
Прообразами мифических сэннинов обычно были вполне конкретные, жившие в китае монахи-отшельники. Первая запись о подобных подвижниках относится к IV веку нашей эры. Постепенно их образы мифологизировались, приобретая характерные, хорошо узнаваемые атрибуты.
Сэннина Теккая обычно изображают в виде худого изможденного старца в бедном одеянии. Часто это просто накидка из листвы. Теккай опирается на узкий кривой деревянный посох. Люди рассказывали, что в своей земной жизни Теккай был человеком весьма внушительной внешности и звали его Ли. Став даосом, он приобрел удивительное свойство оставлять свое тело и взмывать духом на небо для бесед со своим высоким наставником – Лао Цзы. Однажды даос парил в небесах столь долго, что ученики сочли его тело мертвым и кремировали его. В такой ситуации несчастному духу ничего не оставалось кроме как воплотиться в скончавшегося недавно нищего уродливого бродягу.
Оригами на цуба: